Около 10% всех людей в мире (650 млн человек) живут с инвалидностью. По оценкам ВОЗ, около 200 млн детей в мире имеют физические, сенсорные, интеллектуальные или психические нарушения. Большинство из этих детей так или иначе сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции.
Конвенция о правах ребенка признает права всех детей, включая детей с инвалидностью, на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, которая призывает общество использовать модель социального включения (инклюзии). Основа этого подхода – смещение фокуса с ограниченных возможностей ребенка на преодоление барьеров в обществе, препятствующих нормальной жизни ребенка, его доступу к базовым социальным службам.
Для детей с инвалидностью нормальная жизнь означает жить в семье, играть со сверстниками, посещать детский сад и школу, бывать в театре и кино, заниматься спортом и творчеством.
Поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их доступа к дошкольному и школьному образованию наравне со сверстникам, является одним из важнейших направлений деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ считает, что инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни детского сада, школы и института вместе со своими сверстниками. Не менее важным в этом процессе является создание безбарьерной среды, программ поддерживаемого трудоустройства и работа по изменению общественного мнения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Ребенок может получить качественное образование, только применяя свой опыт на практике, общаясь со сверстниками;
- Все люди нуждаются в поддержке со стороны друзей и ровесников;
- Прогресс измеряется тем, что человек умеет и может делать, а не тем, что он сделать не может;
- Жизнь каждого человека должна быть разнообразной и разносторонней.
Инклюзия (включение) – это:
- НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе, а обучение детей с отклонениями вместе со здоровыми людьми;
- НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки, а создание комфортных условий для обучения;
- НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной; включение - это полноценный процесс школьного образования.
Существующие барьеры системы инклюзивного образования:
- Архитектурная недоступность школ для детей с ограниченными возможностями;
- Дети, требующие особого подхода в вопросе обучения, часто признаются необучаемыми;
- Большинство школьных педагогов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались так же, как и здоровые дети;
- Родители детей c инвалидностью не знают, как отстаивать права своих детей на образование и социальную поддержку.
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики в школе равны;
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
- У всех учеников должны быть равные возможности для общения со сверстниками и преподавателями;
- Учителя, работающие с учениками, возможности которых ограничены, знают, как облегчить процесс интеграции детей-инвалидов;
- Процесс обучения построен таким образом, что учитывает возможности и потребности каждого ученика;
- Родители учеников активно участвуют в жизни школы;
- Учителя и педагоги внимательно и позитивно относятся к своим обязанностям.